Служба помощи
маломобильным людям
мирправосудия.рф
8(499)
501-11-77

Характеристика критериев приемлемости подаваемых жалоб в Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд, ЕСПЧ) – первый и, возможно, наиболее эффективный судебный орган, выносящий решения по жалобам на нарушения прав человека, которые обязательны для исполнения государством. Правила ЕСПЧ относительно приемлемости являются важнейшей частью системы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция). Несоблюдение данных правил влечет за собой признание жалобы неприемлемой.

Обстоятельства по существу предполагают, что индивидуальная жалоба, направленная в адрес ЕСПЧ, должна касаться именно тех прав, которые указаны в Конвенции и Протоколах к ней.



Правила ЕСПЧ о правоспособности не являются строгими, хотя они неразрывно связаны с требованием, что заявитель должен указать, что пострадал в результате нарушения одного или более прав Конвенции. Статья 34 Конвенции закрепляет, что Европейский Суд может принимать жалобы от «любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц».


подать обращение в европейский суд по правам человека


Конвенция является единственным документом, который содержит исчерпывающие критерии приемлемости индивидуальной жалобы, которые сформулированы в ст. 34 и 35 Конвенции.


Таким образом, критериями приемлемости выступают следующие положения:

- до подачи жалобы в Европейский Суд гражданин должен исчерпать внутренние средства правовой защиты;

- жалоба должна быть подана в ЕСПЧ в течение шести месяцев со дня вынесения соответствующим государственным органом окончательного решения по делу, указанному в ней;

- жалоба не должна быть анонимной;

- жалоба не должна быть повторной (т.е. не должна являться аналогичной ранее рассмотренной ЕСПЧ; исключение представляет жалоба, содержащая новые, относящиеся к делу, факты);

- жалоба не должна являться предметом другой, уже имеющей место процедуры международного разбирательства или урегулирования;

- жалоба должна касаться только тех прав, которые закреплены в Конвенции и Протоколах к ней;

- жалоба должна содержать исчерпывающие сведения о нарушении права, гарантированного Конвенцией, которые обязательно требуется подтвердить документально;

- жалоба не должна являться признаком злоупотребления правом на обращение с жалобой в Европейский Суд;

- заявитель понес значительный ущерб; отсутствие значительного ущерба является поводом к объявлению жалобы неприемлемой, если только принцип уважения к правам человека не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что не может быть отказано на этом основании в рассмотрении любого дела, надлежащим образом не рассмотренного внутригосударственным судом.


В то же время Европейский Суд уполномочен толковать положения Конвенции, что и было сделано им в Регламенте Европейского Суда.



Правило 45 Регламента содержит требование, согласно которому жалоба подается в письменном виде и скрепляется подписью заявителя либо его представителя, имеющего доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Данное правило аналогично требованию, закрепленному в ст. 35 Конвенции, которое запрещает анонимность жалобы. Правило 47 Регламента предусматривает подачу жалобы на бланках, предоставляемых Секретариатом Европейского Суда. Существует Практическая инструкция о возбуждении дела, которая является неотъемлемой частью Регламента. Инструкция указывает, что жалоба может составляться как с использованием формуляров, так и излагаться в письменном виде, произвольно. При этом согласно пункту 4 Инструкции от заявителя может потребоваться предоставить надлежащим образом заполненный формуляр жалобы, если она была подана не на формуляре или простая письменная форма, в которой заявитель обратился в Европейский Суд, не содержит всей необходимой информации, предусмотренной правилом 47 Регламента Европейского Суда.


 

Отказ в рассмотрении жалобы, поданной не на формуляре, скорее всего, будет означать, что она не содержит в себе все необходимые сведения, т.е. не отвечает критерию обоснованности, и заявитель не заполнил высланный ему Секретариатом формуляр и (или) не направил его в Европейский Суд. Следовательно, заявитель не выполнил требования Конвенции, предъявляемые к жалобе, не предоставил всю необходимую информацию, без которой ее рассмотреть невозможно, поэтому она будет признана неприемлемой.



Правило 47 Регламента указывает, что индивидуальная жалоба должна содержать:

- сведения о заявителе (представителе заявителя);

- наименование государства, на чьи действия подана жалоба;

- краткое изложение фактов предполагаемого нарушения Конвенции и соответствующих доказательств;

- подтверждение того, что соблюдены условия приемлемости (исчерпаны внутренние средства правовой защиты, а также соблюден шестимесячный срок);

- цель жалобы;

- сведения о том, подавалась ли эта жалоба в какой-либо иной орган международного регулирования.



Кроме того, обязательно наличие приложенных копий любых относящихся к делу документов, в частности судебных решений и иных решений, связанных с жалобой.

Правило 47 Регламента закрепляет за Европейским Судом по правам человека право об отказе в рассмотрении жалобы, если не будут соблюдены все требования, предусмотренные данным правилом.



Необходимо отметить, что Регламент Европейского Суда в полной мере раскрывает такой критерий приемлемости жалобы, как обоснованность, который указан в Конвенции, а также указывает на то, что несоответствие жалобы каким-либо установленным требованиям не влечет за собой автоматический отказ Европейского Суда в ее рассмотрении. Конвенция содержит в себе принцип уважения к правам человека, который предусматривает возможность рассмотрения жалобы по существу на том основании, что дело не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.


адвокат в европейском суде по правам человека 


В то же время ЕСПЧ может на любой стадии разбирательства дела объявить жалобу неприемлемой. Он может поддержать доводы государства-ответчика о неисчерпании заявителем надлежащих внутригосударственных средств защиты на стадии рассмотрения дела по существу, даже если ранее дело было признано

приемлемым. Данное правило основано на том, что национальным властям всегда следует предоставлять возможность исправить нарушение Конвенции, прежде чем дело будет рассматриваться Европейским Судом.



Практику Европейского Суда по определению критериев приемлемости жалоб можно назвать общепринятой, потому что в национальном праве различных государств содержатся схожие критерии. Например, российское законодательство установило похожие требования обоснованности заявляемых требований. Гражданский процессуальный кодекс РФ установил форму и содержание искового заявления (ст. 131), вменил лицу, заявляющему требования, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается (ст. 55), определил перечень документов, подлежащих представлению совместно с исковым заявлением (ст. 132) и перечислил основания для отказа в принятии искового заявления (ст. 134).



До 2009 года дела, поступающие в Европейский Суд по правам человека, рассматривались и разрешились преимущественно в хронологическом порядке, то есть очередность рассмотрения дел зависела от готовности к принятию по ним решений, хотя в особенно срочных случаях отдельным делам мог быть предоставлен приоритет. В результате увеличения числа жалоб, поступающих в Европейский Суд, указанный подходприводил к долгому, иногда в течение нескольких лет, рассмотрению жалоб на довольно серьезные нарушения прав человека.



В июне 2009 года в Регламент Европейского Суда по правам человека были внесены изменения, которые касались регулирования вопроса очередности рассмотрения дел. Суть внесенных изменений отражена в правиле 41 Регламента Европейского Суда. Согласно изменениям, при определении очередности рассмотрения дел, Европейский Суд должен принимать во внимание важность и требуемую срочность рассмотрения вопросов, поднимаемых в жалобах. Также должны были быть разработаны соответствующие критерии, которые позволили бы ему реализовать эти положения.



На практике данное правило применяется следующим образом: обоснованная жалоба на пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание (статья 3 Конвенции, категория III) будет рассмотрена раньше жалобы на нарушение свободы слова (статья 10 Конвенции, категория IV) против того же самого государства.

Целью новых правил является обеспечение более быстрого рассмотрения важных дел и дел, которые затрагивают широко распространенные проблемы, способные породить большое число новых жалоб. Низкий приоритет получают дела связанные с системными проблемами, выявленными в рамках пилотных постановлений Европейского суда. Наиболее низкоприоритетными являются дела, связанные с обращениями, которые очевидно не соответствуют приемлемости жалоб.

Для того чтобы гражданам Российской Федерации не было отказано в доступе к международному правосудию необходимо точное следование при составлении жалобы требованиям предусмотренным Конвенцией и Регламентом, что является гарантией ее принятия Европейским Судом к рассмотрению.


автор: Ксения Слепенчук




.